ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » 2015 » Апрель » 10 » Жизнь детей
16:15
Жизнь детей

Лебедева Екатерина Романовна родилась 14 июня 1928 году в деревне Грузновка Жигаловского района. К началу войны ей было 13 лет. Семья неплохо жила материально, до войны они несколько лет жили и работали на золотых приисках, но вернулись в Грузновку, так как старшему сыну там был не климат. Когда началась война, родители работали не в колхозе, а на производстве. В Грузновке был единственный в верховьях Лены гидроаэропорт, где садились для заправки самолёты, летящие на север. Отец работал там рабочим, готовил площадку для посадки самолётов. А мать работала на метеостанции. В январе 1942 года отца Малкова Романа Яковлевича в возрасте 42 лет призвали на фронт, а мать поставили работать председателем сельсовета. Екатерина Романовна помнит, что с войны пришло одно письмо, где отец писал, что его тяжело ранили, и он лежал в госпитале. Он сообщил, что их часть находится под Старой Руссой в окружении 16 – й немецкой армии, что часть готовится идти в бой. Если жив будет, то напишет. Больше никаких вестей от него не было. Старший брат Георгий с 1925 года рождения был призван в 1943 году, он отлично играл на баяне, пел, плясал, поэтому служил в концертной бригаде.

Кате нужно было идти учиться в 5 класс, но в Грузновке было только 4 класса. И она пошла, учиться в Жигалово за 60 км. Мать устроила её на квартиру. Ни денег, ни продуктов не было. Школьникам давали в магазине по карточкам 100г хлеба. Идут со школы, зайдут, получат свою пайку и до дома съедят. А есть всё время хочется. Хозяйка вскипятит кипяточку: вот вам и ужин, и завтрак. А на обед опять 100г по дороге домой. В Грузновку на каникулы шла пешком 2, а иногда и 3 дня. Пожалела мать дочь и больше не отпустила. Дома всем вместе легче голод пережить. Голод был страшный. Держали корову, сено косить некому. Скот от бескормицы пропадал. Корова от слабости растелиться не могла, пропала. Вздуло её. Так мясо порубили и разобрали все соседи. Помнит, как особенно тяжело переносил голод пятилетний брат Владимир. Сначала исхудал  весь: кожа да кости, а потом отёки начались. Уже не вставал и есть, не просил. Спасло платье мамы, красивое, дорогое, шёлковое, привезённое из Бодайбо. Как раз пароход пристал, схватила она платье, побежала и поменяла у пароходских на калачик чёрного хлеба. Понемногу давала, пошёл на поправку, а там уже травы подрастали. Не раз  за войну выручали вещи, купленные на приисках. Ещё помнит Екатерина Романовна, как в 1943 или 1944 году начался тиф. В войну не было ни мыла, ни других моющих средств. У всех был педикулёз. А вши – разносчики тифа. Болела почти все. Из Иркутска приехали два врача, она помнит, потому что они жили у них и по очереди дежурили в  доме, куда приносили всех больных

Катю мать устроила работать телеграфисткой на почту. Тогда связь была только по телеграфу. Если председателю колхоза что – то надо в район предать, он приходил и говорил , а телеграфистка его передавала по азбуке Морзе, так же получала ответ и переводила его председателю.

Телеграфистки дежурили круглосуточно, каждый час была связь, очень хотелось спать, ведь девчонкой была, да ещё голодная. Однажды не подала сигнал вовремя, проспала. Это было преступление, и её могли посадить. Ведь в войну детей сажали уже с 12 лет. Спасибо начальнику почты, как – то он сумел оправдаться. Телефона не было, радио тоже. Но почту возили на лошадях регулярно 2 раза в неделю. Все ждали писем и боялись похоронок. Похоронки поступали в сельсовет. Если в дом шла Прасковья Фёдоровна, все замирали, ведь она могла принести страшное известие.

А от отца так ничего и не было. Война закончилась, всё ждали его. Но пришло известие «Пропал без вести». С одной стороны была надежда, но с другой тогда всех пропавших без вести считали предателями.

Соответственно и отношение односельчан.

О судьбе отца Екатерина Романовна узнала только в 2008 году, спустя 63 года после окончания войны. Его косточки и медальон с его именем нашли поисковики, о чём было напечатано в Областной газете. Он перезахоронен на братском воинском кладбище в деревне Ясная Поляна недалеко от посёлка Парфино Новгородской области 8 мая 2007 года.

Вот так прошлась война по семье Малковых и по родной деревне Грузновка. Екатерина Романовна не может это вспомнить без слёз.  А память военных лет, память подростка никогда не отпускает душу. Потому и берегут дети войны каждую крошечку хлеба.

 

 

Категория: Жизнь детей | Просмотров: 372 | Добавил: rudschool | Автор: администрация Рудовского муниципаль, Г.В.Бобкова учитель истории и краев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Пятница, 19.04.2024, 15:24
Меню сайта
Жизнь детей [29]
Идеология времени [4]
Праздники [2]
Труд людей [13]
Быт людей [2]
"И глаза молодых солдат с фотографий старинных глядят" [8]
Фотогалерея «Мы - одной крови» [1]
Эссе «Память и время: что сильнее?» [2]
КТД «Нам это важно» [3]
Cайты памяти
  • Жди меня и я вернусь...
  • Галерея памяти
  • Мы тоже победили в той войне
  • Жизнь, ограненная войной...
  • Вход на сайт

    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Друзья сайта
  • ТРЦ Жигалово
  • Управление образования АМО "Жигаловский район"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz