ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » 2015 » Апрель » 8 » Исследовательская работа "Война глазами детей"
19:44
Исследовательская работа "Война глазами детей"

Война  глазами  детей

Автор:  Сидорова  Татьяна,  10  класс

МКОУ  Дальнезакорская  СОШ

Введение

Ежегодно  в  нашей  школе  проходят  встречи  с  ветеранами  войны  и  тыла. Этих  людей  становиться  с  каждым  годом  всё  меньше.  И  через  несколько  лет  останутся  только  воспоминания.  Поэтому,  наверно,  сейчас  много   внимания  уделяют  детям  войны.

    Весной  этого  года  у  нас  в  районе  появились  общество  «Дети  войны».  Они  приезжали  и к  нам  в  школу.  Это  люди,  которым  в  годы  войны  не  было  призывного  возраста.    Многие   дети  в  нашей  стране  испытали  на  себе  тяжесть  блокады  и  ужас  концентрационных  лагерей,  миллионы   детей  трудились  в  тылу,  выполняя  приказ  «Всё  для  фронта,  всё  для  победы!». На этой войне дети становились героями.  Но были и дети, которые не совершали геройских подвигов, но они вместе с взрослыми пережили эту войну. На сегодняшний день они – сейчас бабушки и дедушки – последние свидетели этой войны. Их воспоминания надо услышать, чтобы исключить войну из будущей истории человечества. Об их судьбах надо помнить.

             Я поставила перед собой цель – узнать, как дети воспринимали военные события,  какой след оставила война в их душе; собрать по крупицам  воспоминания  живых  очевидцев.

Методами  нашей  работы  стали: сбор  и  систематизация  материла  о  детях  войны, опрос  старожилов  нашего  села, в  котором  в  то  время  не  было призывного возраста.

       «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Так сказал А. Твардовский, видевший это немыслимое «сближение» собственными глазами. Чудовищно то, что делает с детством война. Страшна смерть детей (во время второй мировой войны их погибло около 13 млн.). Но страшны и те зловещие следы – раны,  которые оставляет она  в  испепеленных  душах  чудом  выживших.  Поэтому,  наверно,  наши  информанты  вспоминали  те  годы  со  слезами  на  глазах.

Тема этой работы актуальна, так как она позволяет увидеть, как Великая  Отечественная  война  коснулась  жизни  обыкновенных  деревенских  мальчишек  и  девчонок  в глубоком сибирском тылу, как она повлияла на жизнь сибирской деревни.

Четыре  труднейших  военных  года

Начало  войны

    Детство – это  самыё  лучший  период  в  жизни,  от  которого  остаются  самые  лучшие  и  яркие  воспоминания.  Какие  воспоминания  остались  в  памяти  детей  той  суровой  поры?  Война  в  своей  жестокости  соединяет  несоединимое:  дети  и  кровь,  дети  и  смерть,  дети  и  тяжёлый  труд.  Многие  наши  информанты  плохо  помнят  годы  войны  за  малостью  лет,  но  хорошо  помнят  рассказы  своих  матерей  и  отцов.  Потому  что  это  забывать  нельзя.  И мы  не  можем,  не  должны обойти  памятью  их  поколение.

    Раннее утро 21 июня 1941 года. Люди нашей страны спокойно спят, никто еще не знает, какое испытание им придется преодолеть, начиная с воскресного утра, которое медленно подходит к границам нашей Родины. Субботним вечером, 20 июня, многие  планировали провести воскресный день с семьей на берегу реки, побродить по опушкам леса, поработать  на огороде, кто-то собирался строить для своей семьи новый дом. Но страшное слово «война» перечеркнула все планы жителей многих краев и областей нашей страны. Люди услышали страшную весть.

    «Когда  началась  война,  мне было  всего  12  лет.  Большинство  колхозников  были в  поле  и  я  вместе  с  мамой.  Вдруг видим, как  в нашу сторону скачет, несется на лошади председатель колхоза (Воробьёв Иннокентий  Иванович). Приблизился к нам  женщинам  и говорит: «Женщины, я вам принес страшную весть, началась война» А накануне был сильный мороз, который погубил  большую часть молодых всходов и в колхозе говорили, что это  был предвестник беды» (Лосева  Нина  Николаевна)

    «О  войне  узнала  от  соседки. Мне  тогда  10  лет  было.  Соседка  пришла  и  сказала: «Ты  у  меня  будешь  водиться,  мужа  в  армию  забирают» - и  всю  войну  я  водилась  с  соседскими  детьми  и  помогала  матери  работать  в  колхозе»  (Пешкова  Октябрина  Степановна)

    «Война  началась  в  1941 г.  и  сразу  же  немец  напал  на  Украину.  Нас  застала  в  г. Равны. Отец  до  войны  был  военным,  служил  в  НКВД.  Он  в  этом  городе  служил  и  перевёз  нас  туда. Немцы  наступали  и  наступали,  и  вот  это  город  сразу  же  заняли» (Куренкина  Галина  Васильевна,  по  рассказам  мамы)

     «По селу проходил бригадир, заходил в каждый дом и говорил: «Война началась, война началась» и всех созывал к сельскому Совету. Все колхозники собрались около здания  Совета, плач  кругом  стоял,  стали  мужчины  собираться  на  фронт»  (Кислова  Антонина  Николаевна)

    «Было обычное, июньское утро, мы все, как всегда ушли рано утром на ферму. Вся утренняя работа была почти закончена, коровы подоены, телята накормлены, как вдруг начался непонятный переполох. Кто - то, из взрослых прибежав на ферму, кричал, что началась война, я даже и не понял  вначале,  о  чем разговор,  какая  война,  и  даже  не  испугался» (Алфёров  Ефим  Васильевич)

Жизнь  в  тылу

    И   началась  другая  жизнь:  на  фронт стали  уходить  все  работоспособные  мужчины. В  деревне остались  старики,  женщины  и  дети.  И  уже  тогда  в самые первые дни жители  наших  деревень,  в  том  числе  и  дети,  отчетливо поняли, что надеяться не на кого, что никто не поможет,  и  всю  мужскую  работу  они  должны  взять  на себя.

    «Мать  работала  в  колхозе,  зарабатывала  трудодни. Надо  было  заработать  400  трудодней,  а  где  ей  одной  это.  И  мы  помогали. И  всю  войну  я  в  няньках  была  у  соседей  и  помогала  матери  работать  в  колхозе» (Пешкова  Октябрина  Степановна)

    «Отца  забрали  на  второй  день  войны на  фронт.  Долго  от  него  не  было  ничего. В  городе  стало  много  полицаев,  и  молодые  и  старые.  Немцы  наступали  и  наступали,  и  вот  это  город  сразу  же  заняли.  А  вот  что  я  хорошо  помню,  так  это  как  брата  забирали  в  43-м  на  фронт. Сижу  на  окне,  а  брата  в  армию  забирают.  Я  его  спрашиваю - скоро  ты  нет  придёшь.  Он  ещё  не  ушёл,  а  я  его  уже  спрашиваю.  Его  отправили  сразу  в  Белоруссию,  на  зенитку  посадили» (Куренкина  Галина  Васильевна

    «Работали  в  колхозе:  готовили  дрова,  картошку  копали,  гребли  сено,  подкашивали  и  поджинали  серпами.  Я  маме  помогала,  в  семье  было  5  детей.  Приду  со  школы  и  в  лес  дрова  готовить.  Ходила  почти  босиком.  Дрова  пилили  вручную  и  на  санках  возили.  А  дорога  не  прямая,  то  горка,  то  яма.  Чтобы  закатить  санки  на  горку,  снимаю  обувь  и  в  портянках.  Тогда  ноги  не  скользят»  (Лосева  Нина  Николаевна)

    «Кому  исполнилось  14-16  лет,  те  работали  с  весны  до  поздней  осени  на  стану:  сеяли,  пололи,  убирали  урожай.  Там  же  и  жили.  Днём  жали,  а  вечером  до  поздней  ночи  молотили»  (Пешкова О.С.)

 «Я  тогда  ещё  маленькая  была,  а  старшие  и  в  лесу  работали:  лес  валили,  возили  брёвна.  И  в  поле  приходилось,  даже  ночью  скирдовать,  молотить,  сортировать  зерно»  (Бокова  Тамара  Николаевна)

   Куренкина  Галина  Васильевна  всю  войну  жила  в  оккупации   на  Украине. Ей  тогда  было  всего  два  года.  Где  по  рассказам  мамы,  где  что-то  вспомнила  сама. «Немцы  приставали  к  нам,  если  видели  на  улице.  Мама  говорили,  что  редко  старались  на  улицу  выходить.  Один  немец  пристал  к  ней,  дай  подержать  и  дай  подержать.  Мама  меня  маленькую  несла  на  руках. Немец  показывает,  что  у  него  тоже  там,  в  Германии  маленький  «киндер»  есть,  я  ничего  твоему  не  сделаю. Я,  говорит,   дала  подержать.  Она  в  платьишке  была,  и   он после  наложил  ей  полный  подол  рыбы.  В  городе  был  рыбный  завод  и  там  стояли  бочки  с  рыбой.  Мама  плакала. Селёдка  такая  толстая,  жирная. И  даёт  булку  хлеба.    Немцы  тоже  разные   были».  «Есть  нечего  было  совсем.  Давали  пайки,  совсем  немного.  И  мама  решила  ехать  в  деревню,  недалеко  от  этого  города.  Там  родств енники  жили.  Вот  и  поехали,  думали,  там  может  лучше  будет.  Сначала  нас  поселили  в  окопы.  Такая  жара.  Окошек  не  было,  а  под  вид  окошек  отверстия.  Русские,  говорит,  налетают,  там  мост  через  реку,  им  надо  этот  мост  ликвидировать,  а  эти  не  дают,  немцы.  Им  этот  мост  нужен.  Как  эта  бомба  попадёт,  а  окошки   затыкали   матрацами,  так  мы  прячемся.  Саша,  брат,  старший  был,   с  27-го  года. Он убежит  на  бугор  и  смотрит  оттуда.  А  мама  нас  спрячет  и  идёт  его  искать.  Найдёт  и  не  пускает  никуда,  а  его  не  удержишь.   Потом  нам  дали  дом,  небольшой.  В  деревне  тоже  немцы  были.  Мама  рассказывала,  как они  издевались  над  жителями.  Там  крыши  домов  были  покрыты  соломой.  Немец  подъедет  к  дому  на  коне  и  бросит  окурок  на  крышу  и  смеётся.  Видит,  что  женщина  одна  с  детьми  и  от  души  смеётся,  как  она  пытается  спастись. У  нас  лесок  недалеко  был,  рядом  с  деревней.  Там  были  партизаны.  Немцы  их  сильно  боялись,  в  лес  не  заходили.  А  ещё  от  деревни  было  поле  недалеко,  где  коровы  и  козы  паслись.  Немцы  приехали  много  скота  забили.  Я  это  помню:  пойдёшь  в  поле,  а  там  головы,  рога  копыта  валяются.  Остальное  немцы  вывозили»

Дулова  Нина  Петровна  жила  в   Ленинграде  когда  началась  война,  потом  их  эвакуировали  в  Казань.  Помнит  только  рассказы  мамы.  «Когда  началась  война  сразу  папу  забрали.  Нас  осталось  у  мамы  трое:  я  и  два  брата  старшие.  Когда  нас  эвакуировали,  бомбёжка  началась,  мы  убежали  в  лес.  В  лесу  четыре  дня  пробыли.  Только  вышли  мальчик  один  пристал: «Тётенька,  возьмите  меня  покамест  с  собой.  Мои  родители  найдутся  и  я  уйду  к$IMAGE3$ ним».  Мы  вышли  из  леса  мама  говорит,  давайте  ребятишки  отдохнём.  И  тут  как  шарахнет,  так  этого  пацана  насмерть,  а  Василия,  брата,  он  36-го  года,  ранило.  Потом  нас  опять  посадили  в  эшелоны  и  кого - куда  отправлять.  Только  отъедем  немного  и  опять  бомбёжка.  Потом  поезд  остановился,  все  вылезли.  У  мамы  я  на  руках,  заболела  корью  и  Василий  раненый.  Недалеко  мост  был,  а  под  ним  солдаты.  Они  моего  брата:  «Иди  к  нам.  У  тебя  семья-то  есть».  Он  ответил,  что  брат  есть  и  Нинка  маленькая.  Они  ему  сухарей  наложили,  кусок  сахару  и  ведро  каши.  Ты,  говорят,  кашу  всем  отдай,  а  сухари  и  сахар  сестрёнке  оставь.  Нас  привезли  в  Казань.  Ни  дома,  ничего.  Председатель  сельсовета  был  дальний  родственник,  приютил  у  себя»

Питание  в  годы  войны

Большинство людей во время войны столкнулись с острой проблемой нехватки продуктов питания.  «Напряжённость  продовольственного  и  сырьевого  баланса  существенно  обострилась  в  результате  сокращения  посевных  площадей  и  поголовья  скота» (А.Баженов. Венок  славы) Во время войны хлеб давали по карточкам, в которых устанавливалась норма хлеба и других продуктов на одного человека. По данным историка Потемкиной М.Н. «в сельских местностях  карточки, как  правило, не  вводились, хлеб, и  другие продукты  питания  отпускались  по  талонам  и  спискам».  Есть  приходилось,  что  придётся.

   «Питались  плохо,  приходилось,  есть  мёрзлую  картошку.  На  Тарабаново  были  продснабовские  участки,  где  садили  картошку.  После  уборки  там  много  оставалось  и  весной ходили  и  выкапывали.  Все  ходили  и  из  Жигалово,  и  из  Рудовки.  Кто-то  сразу  там  на  костре  её  жарил,  кто-то  нёс  домо $IMAGE2$й.  Я  тоже  носила  в  рюкзаке,  а  она  по  дороге  растает, принесешь  одну  воду.  Мы  такую  картошку  «тошнотики»  называли.  Есть  неприятно,  закроешь  глаза  и  быстро  её  в  рот» (Лосева  Нина  Николаевна)

    «Денег  не  было,  в  магазине  ничего  не  могли  купить.  Колоски  насобираем,  а  дома  на  круподёрочке  размелем  и  кашу  мама  варит.  Всем  по  кружечке  разложит.  И  вот  мы  все  обеда  ждём,  когда  мама  придёт,  и  есть  будем.  Хлеба  не  было.  В  колхозе  потом  ячменную  муку  стали  давать  и  из  неё  стряпали  ячники – лепёшки  из  ячменя заворачивали  в  листья  капусты  и  запекали  в  русской  печке. Держали  две  коровы,  садили  огород  тем  и  жили.  Ещё  надо  было  обязательно  налоги  платить» (Пешкова  Октябрина  Степановна)

    «Был  как-то  случай,  одна  девчушка,  5-6  лет  умерла  от  крапивы.  Видно  плохо  сварили,  она  наелась  и  умерла.  У  нас  мама  варила  крапиву  хорошо.  Сначала  отварит,  потом  выжмет,  промоет  холодной  водой  и  снова  варит  на  молоке.  Тогда  и  ели»  (Пешкова О.С.)

    «Питались  плохо,  в  основном  с  огорода.  Сады были,  поэтому  фрукты  и  овощи  выручали.  В  магазинах  ничего  не  было,  да  и  магазинов  было  немного.  Из  фруктов  варили  компоты» (Куренкина  Галина  Васильевна)

    «У  нас  в  семье  было  11  своих  детей  и  двое  приёмных.  Еды  не  хватало.  С  голода  опухали.  Весной  копали  картошку  мёрзлую  и  жарили  на  печке»  (Бокова  Тамара  Николаевна)

    «Однажды  был  приступ,  переела  картошки.  А  перед  этим  вижу  сон:  картошки  много,  я  её  перебираю,  перебираю,  а  она  не  убавляется.  Проснулась  и  живот  болит.  Мама  грела  воду,  наливала  в  бутылки  и  прикладывала  к  животу,  тогда  и  прошло»  (Лосева  Нина  Николаевна)

    «До  сих  пор  не  могу  есть  свёклу  и  сухофрукты.  Всё  варили  со  свёклой.  Она  мне  в  детстве  тогда  опротивела,  засела  в  душу»  (Куренкина  Галина  Васильевна)

    «Заготовки  из  огурцов  делали.  Хранили  в  яме,  потом  перетаскивали  в  подпол» (Кислова  Антонида  Николаевна)

    Со  слезами  на  глазах  наши  информанты  вспоминали,  какое  было  лакомство  во  время  войны.

    «Особое  лакомство  было,  когда  в  школе  на  переменке  выдавали  кусок  хлеба,  намазанный  вареньем.   В  очереди  стоишь,  чтобы  получить  такое  лакомство»  (Лосева  Нина  Николаевна)

     «Лакомством  была  брюква,  её  тоже  запекали  в  русской  печке  и  очень  вкусно  было,  а  сейчас  и  есть  не  станут»  (Пешкова  Октябрина  Степановна)

 $IMAGE4$   «Лакомство  тогда  было это  сырчики  из  творога,  которые  мама  делала»  (Кислова  Антонида  Николаевна)

    «Единственное  лакомство  тогда  было,  когда  картошку  мёрзлую  нарежешь  и  запечёшь  на  горячей  печке.  Вот  это  вкусно  было,  потому  что  есть  всегда  хотелось»  (Бокова  Тамара  Николаевна)

    «Лакомством  был  хлеб.  Намесит  мама  картошки,  кукурузы,  немного  мучки,  если  есть,  и  пекёт  хлеб.  Такая  вкуснятина.  Кусочек  хлеба  дадут,  я  его  спрячу  далеко-далеко  и  помаленьку  ем.  Неделю  ем  кусочек,  чтобы  удовольствие  растянуть»  (Куренкина  Галина  Васильевна)

    «Есть  нечего  было.  С голоду  опухали.  Весной  копали  картошку  мёрзлую  и жарили  на  печке.  Ещё  собирали  колоски  и  мололи,  потом  заваривали  и  ели»  (Бокова  Тамара  Николаевна)

    «Картошка  родится,  её  натрут,  отожмут.  Крахмал  потом  высушат,  и  получается  мука.  С  отжинок  мама  замесит  кислое  тесто на  этом  крахмале.  Булки  такие  белые,  белые  получатся.  Но  на  одной  картошке.  Вот  это  лакомство.  А  ещё  из  картошки  делали  пирожки.  Небольшое  корытце,  тяпочки  маленькие.  Картошку  начистишь  и  изрубишь  в  этом  корытце  мелко,  мелко.  Лука  туда  и    масло добавишь.  И  в  воду.  Вкуснятина  была»  (Дулова  Нина  Петровна)

     Единственным источником существования крестьян становилось личное приусадебное хозяйство, размеры которого в военные годы несколько увеличились, но начальство смотрело на это сквозь пальцы, понимая, что иначе сельские жители вымрут от го­лода. Отработав световой день на общественном поле, крестьяне дотемна, а порой и глубокой ночью трудились в своем хозяйстве.  Все  информанты  говорили  о  голоде  и  отсутствии  продуктов  питания.  Основная причина голода – минимальная оплата труда, массовые изъятия продовольствия из сельской местности в ходе обязательных государственных поставок и выполнения налоговых обязательств.

Трудности  быта

     Про одежду, которую тогда носили люди,  и  средства  гигиены мало, что можно сказать, поскольку  такого  большого разнообразия как сейчас, тогда не было. Люди  ходили, кто, в чем мог,  стирали  и  мылись  собственными  «изобретениями». Ни о какой моде  не могло быть и речи. Люди, испытывающие большие тяготы во время войны, не думали о том, во что они одеты. Лишь бы не замерзнуть зимой.  Каждый был одет так, как мог себе позволить.

     «Ходили  в  одежде  из  мешка.  Голову  мыли  разведённой  золой.  Стриглись  всегда  коротко,  а  то  и  на  лысо. Стирали   тоже  раствором  золы,  мыла  не  было.  Нашла  как-то  на  берегу  седло,  подбитое  лошадиным  волосом.  Мама  распорола  и  сшила  чирки  на  зиму»  (Лосева  Нина  Николаевна)

    «Голову  мыли  щёлоком,  золой. Брали  ковш  золы, в  тряпочку  и  на  ведро  кипятка. Сутки  надо  настаивать, потом  мыли  голову. И  стирали  этим  же» (Бокова  Тамара  Николаевна)

     «На  ноги  одевали  чирки.  Тятя  шил  чирки  женские  и  детские,  а  мужчинам – ичиги.  Юбки  шили  из  мешковины.  Хороший  материал  то  уже  после  войны  появился» (Кислова  Антонида  Николаевна)

    «Мылись  мылом,  его  берегли  только  для  бани.  Не помню,  откуда,  отец  принёс  целую  коробку  мыла,  долго  мы  им  пользовались,  берегли.  А  стирали  щёлоком.  Мама  шила  мешочек  холщёвый,  насыпала  золы  и  спускала  в  воду  и  стирали  потом»  (Пешкова  Октябрина  Степановна)

Даже после  войны  первое  время  с  одеждой  было  плохо,  в  магазинах  ничего  не  было и  женщины  сами  обеспечивали  свои  семьи  одеждой.

    «Выращивали  лён,  коноплю.  Делали  льняное  полотно  и  потом  отбеливали.  У  мамы  был  ткацкий  станок.  Она  напрядёт  нитки,  потом  всю  зиму  ткёт.  А  весной  мы  дети  на  берег  несём  и  отбеливаем.  Намочим  и  сушим,  так  три  раза.  Красили  дубовой  корой,  ещё  травой  какой-то.  Платочки  делали  на  голову.  Я  делала  сама  для  себя.  Кусок  материи  берёшь,  по  краю  бахрому  и  в  таком  в  школу  ходили»  (Куренкина  Галина  Васильевна)

Трудно  было,  но  учились

     Несмотря  на  войну  и  голод после нее, многие из подростков продолжали учиться – старались получить образование,  найти свой правильный путь в жизнь.  Но  многим  так  и  удалось  закончить  даже  начальную  школу.

    «В  школе  я  проучилась  всего  один  день.  Маме  надо  было  помогать  в  колхозе,  в  няньках  работала  у  соседей.  Так  и  осталась  безграмотной  ни  прочитать  не  могу,  ни  подписать»  (Пешкова  Октябрина  Степановна)

    «Старший  брат  так  и  не  доучился,  пошёл  работать.  Там  где  хлеба  убирали.  Работа  и  дома  была  распределена  и ещё   скот  нанимались  пасти.  Надо  было  в  школу  заработать.  Уже  после  войны  нас  отправили  по  переселению  сюда  в  Сибирь.  Здесь  я  пошла  в  школу.  Ходить  приходилось  за  несколько  километров.  Фуфайка  была  одна,  вот  и  ждала  когда  брат  придёт  я  быстро  её  надену  и  в  школу,  а  он  раздетый  остаётся.  Сумки  шили  из  куля,  лямочки  пришьют,  сбоку  кармашек  для  чернильницы,  чтобы  ровно  стояла,  а  то  прольётся.  Однажды  я  одному  мальчишке  как  дала  сумкой,  так  всего  его  чернилами  и  облила» (Куренкина  Галина  Васильевна)

    «В  школе  писали  на  газетах  старых,  бумажках.  Ходить  приходилось  за  2,5  километра.  Чернильницы  были,  часто  проливались.  А  писали  перьями,  красиво  получалось»  (Лосева  Нина  Николаевна)

    «Классы  были  большие  по  28-30  человек.  Вот  сидим,  выполняем  задание,  тихо  в  классе.  Учительница  ходит  и  смотрит.  И  вдруг  как  даст  по  столу  линейкой.  Линейка  железная,  такая  здоровая,  здоровая.  От  страха  не  знали  куда  деваться»  (Куренкина Г.В.)

    «Во  время  войны  учиться  не  пришлось.  Пешком  ходила  я  в  Жигалово  за  40  км.  в  няньки  наниматься.  Денег  надо  было  заработать.  Ведь  семья  большая - 11  детей.  Уже  после  войны  закончила  4  класса  и  снова  работать  пошла»  (Бокова  Тамара  Николаевна)

Весть  о  Победе

    Весть о  победе разнеслась очень быстро по деревням. Все  собирались  на  праздничные  митинги.  К,  сожаленью,  не  все  информанты  помнят  о  том,  как  сообщили,  об  окончании  войны.  Потом  всем  селом  ждали  солдат,  которые  возвращались  домой.

    «В  клубе  был  праздник  в  честь  дня  Победы.  Тятя  играл  на  тальянке,  а  жители  деревни  танцевали»  (Кислова  Антонида  Николаевна)

    «Ребятишки побежали от избы к избе, забегали в каждый дом и кричали: «Война кончилась! Война кончилась!»  К вечеру все женщины собрались в самой большой избе села, все, что было в запасе из продуктов, все снесли на один праздничный стол. Нас  за стол не пустили, вся ребятня  лежала  на  полатях,  и  наблюдали  за  происходящим»  (Пешкова  Октябрина  Степановна)

    Единственными помощниками женщин  в  тылу  были ребятишки, рано повзрослевшие, и подставившие  свои  хрупкие  плечи  под непосильное  бремя  трудовых  будней. На плечи женщин  и  детей  легла  вся работа  в колхозе.  Дети  войны,  работали  наравне  с  матерями. День и ночь, то на посевную, то на сенокос,  то в поле собирать урожай,  и  дома  надо  помочь.  Да разве  перечислишь  всю ту  работу,  которую  они выполняли в военные годы.  Война отняла у них   детство  и  здоровье,  многих  навсегда  осиротила.

    Наверно  поэтому  самое  незабываемое  событие  тех  лет – это  9  мая  1945  года.  Ликовали  все,  поздравляли  с  Победой.  Слёзы  радости  смешивались  со  слезами   боли  и  горя.

Заключение

 Жить  в  деревне было не легче, чем в городе, иногда бывало, что и намного труднее. Но люди выживали, несмотря ни на что. Когда началась война, нашим  информантам  было  немного  лет. Они еще толком не понимали, что именно происходит  в мире, но уже делали для себя  какие–то  выводы. «Если  бы  не  война,  то  жили  бы  мы  намного  лучше,  доучились  в  школе,  не  испытали  бы  голод,  были  бы  живы  наши  отцы  и  братья» - так  рассуждают  они.   Заканчивая  свое  исследование  о  детях   войны, мы хотим отметить, что  дала нам  эта   работа.

Во-первых, мы познакомились со многими замечательными людьми, старожилами нашего  села  и  близлежащих  сёл, ветеранами войны и труда, которые, несмотря на все пережитое, остались не озлобленными, а добросердечными и жизнерадостными, готовыми поделиться с нами любой информацией.

Во-вторых,  работая над этой темой, мы узнали лучше жизнь военного времени в тылу. Теперь нам знакомы такие понятия, как: суп из крапивы на  молоке, «тошнотики», лепешки из сушеной мёрзлой  картошки, чай со свеклой  и  булки  из  одной  картошки. Мы  знаем,  что  такое  круподёрочка  и  ячники,  что  большим  лакомством  может  быть  парёная  брюква.  Нам понятно, что  слова  «тяжелая военная жизнь» подразумевают золу  вместо мыла, платье из маминой  юбки  или  из  мешковины, хлеб по карточкам,  учебу в холодных бараках, чернила  вместо  шариковой  ручки,  тетради из газет, портфель из мешка,   работу  на  полях  и  огородах…

    Все люди помогали друг другу, не было зависти, дележки, вместе переживали  тяжелое военное время. Люди были совершенно другие. Жили бедно, но дружно. Лучше жить бедно, но по добру.

Такое  мнение  наших  информантов  не изменилось и сейчас, когда прошло уже много лет. Правда, тогда они не знали,  за что люди воюют, чего им не хватает в жизни, почему немцы напали на нас? Этого они не понимали, но были  точно уверены, что война была не нужна.

 

Литература

1. Земля   Иркутская.  Восточно-Сибирское  издательство,  1967

2. Во  имя  Победы:  Очерки  об  иркутянах – ветеранах  Великой  Отечественной  войны/ Сост. Н.А. Алфёров,  А.А. Казаковцев. – Иркутск: Восточно-Сибирская  издательская  компания,  2004.

3. Венок  славы.  Антология  художественных  произведений  о  Великой  Отечественной  войне. Всё  для  фронта / Сост.  Е.Ионов. – М.: Современник,  1989.

Информаторы:

1.  Пешкова  (Стрелова)  Октябрина  Степановна,  1931 г.р.,  д. Качень

2.  Дулова  (Дмитриева)  Нина  Петровна,  1939 г.р.,  с. Дальняя  Закора

3.  Лосева  (Пономарёва)  Нина  Николаевна,  1929 г.р.,  д.  Тыпта

4.  Алфёров  Ефим  Васильевич,  1928 г.р.,  д. Константиновка

5.  Куренкина  Галина  Васильевна, 1939 г.р.,  с. Дальняя  Закора

6.  Кислова  (Скумс)  Антонида  Николаевна,  1934 г.р.,  с. Дальняя  Закора

7.  Бокова  (Скумс)  Тамара  Николаевна,  1936 г.р.,  с. Дальняя  Закора

Прикрепления: Картинка 1
Категория: Жизнь детей | Просмотров: 1094 | Добавил: dzschool | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Пятница, 26.04.2024, 16:55
Меню сайта
Жизнь детей [29]
Идеология времени [4]
Праздники [2]
Труд людей [13]
Быт людей [2]
"И глаза молодых солдат с фотографий старинных глядят" [8]
Фотогалерея «Мы - одной крови» [1]
Эссе «Память и время: что сильнее?» [2]
КТД «Нам это важно» [3]
Cайты памяти
  • Жди меня и я вернусь...
  • Галерея памяти
  • Мы тоже победили в той войне
  • Жизнь, ограненная войной...
  • Вход на сайт

    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Друзья сайта
  • ТРЦ Жигалово
  • Управление образования АМО "Жигаловский район"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz